Меню
Приглашение к разговору. Э. Введенская

В дни III Межрегионального фестиваля «Сказочная палитра», 22 ноября, Чувашский государственный театр юного зрителя им. М. Сеспеля представил зрителям, гостям, театральному сообществу республики новую постановку – «Асамлǎ вǎй» (Волшебные силы), поддержанный грантом Главы Чувашии. Однако, к великому сожалению, автор спектакля, режиссер, заслуженный деятель искусств Чувашии, заслуженный деятель культуры Республики Казахстан Иосиф Александрович Дмитриев не увидел премьерный показ.

«Волшебные силы»

Сказка-фэнтези.

Размышления после спектакля.

Как начинается сказка?

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…

Позвольте, почему «был»? Есть! Живет сейчас, в это самое мгновение. И почему в царстве? В нашей деревне! Только деревня эта уже не из страны древних сказок, а из бытующих «здесь и сейчас» (но все-таки в иной реальности) миров фэнтези.

Вот так неожиданно Театр позволяет нам перешагнуть тонкую грань между привычной сказкой и редким для сцены жанром фэнтези. Мы видим мир на сцене. И он, как будто, похож на наш, но в нем все фантастичнее: и листва у деревьев не простая, а с прожилками, складывающимися в руны; и облик персонажей не столько деревенский, сколько «говорящая без слов» маска.

Да и сам герой – не то немой, не то поющий на языке души – перерастает сказку и оказывается заброшенным в самый что ни на есть реальный мир, но, по воле режиссера, этот реальный мир сейчас облачен в одежды фэнтези.

Зачем? Зачем необходим этот жанр, столь непривычный, зачастую вовсе неудобный для сцены? Этот сложный язык фэнтези, который приходится осваивать и актерам, и композитору, и художникам, и зрителям - что этот жанр приносит нам?

Мир фэнтези позволит нам с безопасного расстояния (ведь фэнтези – это все-таки фантазия!) говорить о том, что наболело и все еще болит: как рушится вековая культура, как мы перестаем понимать мир вокруг нас, как мы теряем друг друга и сам человеческий облик…

Мир фэнтези предложит нам решения (пусть несбыточные, но светлые и радующие) тех проблем, над которыми бьются годами интеллектуалы и политики: как вернуть человеческое лицо техногенной городской цивилизации, как передать культурные паттерны (традиции) последующим поколениям?

Что это за «волшебные силы», которые помогут нам (ведь в жанре фэнтези обязательно вмешательство удивительных могучих сил)? Существуют ли они?

Спектакль, конечно, о духовности. В самом широком ее понимании: это и корни народной культуры, и необходимая религиозность сознания, и интеллектуально-философское осмысление реальности происходящих процессов… И ответы на поставленные вопросы тоже надо искать в сфере духовности и культуры (как это и предлагается режиссером-мыслителем и фантазером): идите и ищите то знание (в спектакле – волшебную книгу), которое поможет вам сохранить человеческое достоинство и мир вокруг; найдите тот внешний облик (удивительное старинное платье), который поможет вам восстановить ваш внутренний стержень личности.

Здесь, в мире фэнтези, в отличие от сказки, нет просто «добрых» или однозначно «злых». Герои растут и меняются у нас на глазах: Немой из простофили-дурачка с игрушечным мечом превращается в Ученого, владеющего знанием как оружием. Немного легковесная девочка-бабочка, завороженная ветром перемен, ближе к концу спектакля осознает весь ужас того положения, в котором она оказалась. Да и сам каменный правитель Халам-Балам окажется просто несчастным человеком из нашей деревни.

В этом же мире волшебные силы беспрепятственно переходят из реальности своего существования в нашу реальность: спасительный дух, злобно-молодой или молодцевато злобный ветер перемен, страшно веселый змей – поезд (уносящий молодежь из дома)

А вот силу этим волшебным существам придает знание в руках Художника (он же Немой). Только благодаря соприкосновению Немого с сокровенным знанием, спасительный дух вспоминает древние заклинания, а змей и ветер приобретают реальную силу, - как и положено в мире фэнтези.

Таким миром «фэнтези» теперь становится для нас уходящая духовная культура нашего народа (русского, чувашского, английского – проблема эта международная и выходит далеко за пределы нашей республики).

В своем прощальном поклоне творец спектакля, представитель старшего поколения, уходя, завещает нам:

Услышьте чистоту души и говор листвы, птицы, ручья…народной песни…Присоединитесь к живому биению ритма чувашской плясовой… Сохраните свою духовную культуру. 

Теперь это дело чести нашего поколения. Проявится ли духовная культура как реальность в сердцах наших детей? Или такая культура останется для них «сказкой» в сложном (для понимания) жанре «фэнтези»?  

Эльби Введенская

Первая часть. Продолжение следует.

написать комментарий
*Имя *e-mail
 
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
обновить изображение
Введите слово с картинки*: